В «Школе для родителей» прошло четвертое занятие
/ 4

Очередное, уже четвертое занятие "Школы для родителей" состоялось в прошедшую субботу. Тема - "Принципы построения здоровых отношений с детьми". Спикером выступила Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог, нейропсихолог, лицензированный психолог европейской психологической ассоциации; член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов; автор программы психологического сопровождения "Родители и дети".

И снова актовый зал школы № 4, где уже традиционно проводятся занятия, был заполнен полностью. А это около двухсот родителей. В основном это были мамы, но и количество пап увеличивается раз от разу.
Анна Владимировна подробно рассказала о 8 основных принципах доверительных, близких отношений с ребёнком. Это последовательность, честность, прозрачность, конгруэнтность, принятие, сравнение, доверие и ясность требований. Спикер осветила тему с использованием живых примеров из собственной практики.
Занятие прошло в форме неформального общения и продлилось почти два часа. И традиционно в конце занятия спикер ответила на личные вопросы родителей.
Следующее занятие состоится уже в марте. Следите за нашими объявлениями.

Справочно:
Проект "Школа для родителей" направлен на популяризацию крепкой, здоровой, счастливой семьи. Он берет начало в 2016 году. Инициаторы проекта МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска" и городской совет отцов при поддержке администрации города Новочебоксарска.

Это одна из форм обучения родителей в системе образования города Новочебоксарска и реальная возможность не только получить ответы на многочисленные вопросы родителей по проблемам воспитания и образования, но и, вооружившись современными знаниями в области возрастной психологии и педагогики, применять их в процессе становления личности их детей.

Новая философия воспитания

Друг друга храните во все времена, живите в ладу и гармонии. Представьте, что ваши сын или дочь вдруг присылают СМС с признанием в любви. Конечно, вы станете волноваться: что случилось? В какую беду попал ваш ребенок? Сколько нужно денег, чтобы ему помочь?
Ролик с этим сюжетом показали родителям — участникам городского форума "Новая философия воспитания", прошедшего в прошлую субботу в школе № 17. И предложили папам и мамам в свою очередь отыграть ситуацию в обратную сторону: прямо здесь и сейчас позвонить или написать своим детям о том, как они дороги и что значат в вашей жизни. Именно этот момент, наверное, можно назвать кульминацией всего события. Форум позволил по-новому взглянуть на отношения детей и родителей, заставил задуматься о том, правильно ли мы выстраиваем приоритеты в общении.

Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог:
— В ходе выполнения задания было заметно, какие отношения у родителей с детьми на самом деле. В семьях, где общение не ограничивается вопросами: "Ты поел?" или "Как дела в школе?", где принято выражать свои чувства словами, такой тревожности СМС "Я тебя люблю, мама" не вызывали.

Но вернемся немного назад и расскажем о том, кто и зачем всё это придумал. Форум "Новая философия воспитания", по сути, открывает новый сезон муниципального проекта Центра мониторинга образования "Школа для родителей", когда примерно раз в месяц, но бывает и чаще, родителей школьников приглашают на встречу со специалистами. Обычно это психологи, и в ходе этих встреч идет проработка тех ситуаций, с которыми сталкиваются папы и мамы в общении с их взрослеющими чадами. Темы могут быть самыми разными, от классического конфликта поколений отцов и детей до безопасности в интернете, а также всё то, что обычно боятся обсуждать открыто. Тот же буллинг (школьную травлю), к примеру.
Поэтому и приглашают на эти встречи тех, кому эти темы не просто интересны. Понимать, как поступить в той или иной ситуации, бывает просто жизненно необходимо.

Из истории проекта
Проект "Школа для родителей", организатором и координатором которого является Центр мониторинга образования, реализуют в Новочебоксарске с 2017 года. Воплотить в жизнь с самого начала его помогают Совет отцов Новочебоксарска, детская развивающая студия "Росток", практикующие психологи и другие приглашенные специалисты. Главная цель проекта — повысить качество и эффективность семейного воспитания, помочь родителям разобраться в сложных экономических, социально-правовых, медицинских аспектах жизни семьи. Занятия проводятся один-два раза в месяц в форме лекций, практикумов, дискуссий, бесед, индивидуальных консультаций.
К примеру, среди затронутых тем такие: "Как перестать кричать на своего ребенка", "Папа вам не мама. Особенности мужского воспитания", "Ребенок и стресс. Детские капризы".
Муниципальный проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Опыт Новочебоксарска признан весьма полезным, был поддержан Министерством образования ЧР, Советом отцов Чувашии и расширен до масштаба всей республики: в нем приняли участие 23 населенных пункта, в том числе девять городов. "Полученные знания невероятно актуальны" — дали обратную связь 92,5% участников проекта, "Готовы применить их в жизни" — сказали 77%, "Приняли конкретные позитивные решения в ходе лекции" — 64% опрошенных. Проект "Школа для родителей" был представлен и на федеральном уровне.

Место встречи
Итак, открывающее сезон 2024-2025 учебного года занятие состоялось. В этот раз местом сбора была выбрана школа № 17. Сделано это по ряду причин, рассказали организаторы. Семнадцатая — одна из самых больших школ в городе по количеству учеников, при этом ее актовый зал весьма вместителен и собрал в этот раз свыше 160 родителей школьников со всего города.

Где работать мне тогда? Чем заниматься?
Еще одним, безусловно, важным вопросом, волнующим всех родителей подростков, является профориентация. Уже при входе гости знакомились со стендами организаций высшего и среднего профессионального образования, предприятий и организаций Чувашской Республики.
Также на площадке были представлены стенды федеральных проектов "Орлята России", "Российское движение детей и молодежи "Движение первых", "Навигаторы детства", "Территория общения подростков", "Молодежный центр".

Родителям в помощь 
"Раньше такой возможности получить квалифицированную помощь психолога просто не было, — поделилась почетный гость форума, заместитель председателя Госсовета Чувашии , председатель комитета по социальной политике Ольга ПЕТРОВА. — А у нынешних родителей такая возможность есть. Более того, сегодня общественность готова открыто обсуждать вопросы воспитания, взаимоотношения отцов и детей. Поэтому я призываю пап и мам не молчать, участвовать в этом диалоге".

Я плюс сердце
Настоящим подарком участникам форума стал авторский спектакль о детско-родительских отношениях "Я + сердце", показанный театральной студией "Желание" при ДК "Химик" под руководством наставника Дарьи БАРЫШНИКОВОЙ. "Каждый взрослый был когда-то ребенком, которому в свое время не хватало родительской любви, — рассказала она. — Эта история повторяется на новом витке, когда ребенок вырос и сам стал родителем. Но этот порочный круг можно и нужно разомкнуть. С детьми нужно разговаривать. Об этом наша постановка. Всё начинается с любви, происходит благодаря любви и во имя любви. Простые, в общем-то, истины, которые взрослым нужно осознать".
А какие эмоции вызвал форум у родителей?
Алексей ОРЛОВ, председатель совета отцов лицея № 18:
— Выставка в рамках "Школы для родителей" — уникальное само по себе мероприятие. Оно объединило в себе много разных направлений, очень нужных и очень важных для нас, родителей, чтобы помочь ребенку определиться в выборе учебного заведения.
Все событие организовано на весьма высоком уровне. Больше всего меня поразила атмосфера — доброжелательная, очень теплая и домашняя. Не хотелось уходить, хотелось дальше общаться, обмениваться опытом. Это было настоящее общение единомышленников.
Различные площадки были полезны как родителям, так и детям. Всё можно было увидеть своими глазами и даже пощупать руками. В данном случае я имею в виду амуницию наших защитников на СВО, представленную центром №"Воин".
Олеся ИВАНОВА:
— Как маму десятиклассницы меня больше всего заинтересовала та часть форума, которая была посвящена профориентации. Понравилось, что были представлены как высокоинтеллектуальные профессии, так и самые обычные, но позволяющие заработать на свой кусок хлеба с маслом. Представители различных учебных заведений отвечали на вопросы, касающиеся последующего трудоустройства выпускников.

Слово организаторам
Альбина ЭНДЮСЬКИНА, директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска:
"Школа для родителей" — это такой проект, в котором пап и мам обучают различным психологическим навыкам, помогающим им как родителям. Мы хотим, чтобы у каждого человека семья была на первом месте, чтобы наши российские семьи были крепкими, здоровыми и счастливыми. Поэтому на протяжении уже ряда лет мы работаем над этим, системно, последовательно и всесторонне.

«Школа для родителей» возобновила работу
/ 1

В новом учебном году решено возобновить проект "Школа для родителей", который успешно реализовался в допандемийные годы. Это одна из форм обучения родителей в системе образования города Новочебоксарска и реальная возможность не только получить ответы на многочисленные вопросы по проблемам воспитания и образования, но и, вооружившись современными знаниями в области возрастной психологии и педагогики, применять их в процессе становления личности их детей.

В прошедшую субботу на базе школы №4 состоялось первое занятие на тему "Подростки и гаджеты: что делать, если подросток не отрывается от телефона или компьютера?". Спикером выступила Анна МОЛЛЕГАРД – клинический психолог, нейропсихолог, лицензированный психолог в европейской психологической ассоциации; член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов; автор программы психологического сопровождения "Родители и дети".

Разговор начался с вопросов "Для кого тема "подросток и гаджеты" – болезненная и важная? Кто пришёл на нашу встречу без телефона? Здоровое использование гаджетов – это о чем? Как понять, есть ли у вашего ребенка зависимость от гаджетов и соц. сетей? И самое важное - как помочь справиться с этой зависимостью ребенку и выстроить с ним доверительные близкие, здоровые отношения.

Актовый зал школы полностью заполнился, час занятия пролетел незаметно, был обмен мнениями, обсуждение спорных моментов и бесконечное количество вопросов. На каждый был получен ответ.
Следующее занятие пройдёт в декабре. Тема "Принципы построения здоровых отношений с детьми".

По предложению родителей решено дополнительно встретиться в декабре на мастер-классе "Падающая стрела".

Справочно:
Проект "Школа для родителей" направлен на популяризацию крепкой, здоровой, счастливой семьи. Он берет начало в 2016 году. Инициаторы проекта МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска" и совет отцов города при поддержке администрации города Новочебоксарска.


В Новочебоксарске стартовал новый сезон «Школы для родителей»: эксперты делятся секретами успешного общения с детьми
/ 2

11 января года в гимназии № 6 Новочебоксарска прошло первое занятие в рамках муниципального проекта "Школа для родителей", где собравшиеся узнали о восьми правилах эффективного общения с детьми. Мероприятие собрало около двухсот участников, среди которых были не только мамы, но и папы, что подчеркивает заинтересованность родителей в развитии доверительных отношений с их детьми.

На встрече выступила Анна МОЛЛЕГАРД, известный клинический и нейропсихолог, которая проконсультировала родителей по важным аспектам взаимодействия с детьми. Спикер представила восемь основополагающих принципов, помогающих наладить эмоциональную связь с ребенком: последовательность, честность, прозрачность, конгруэнтность, принятие, сравнение, доверие и ясность требований. Эти рекомендации были подкреплены живыми примерами из ее практики, что сделало информацию особенно доступной и понятной.

Занятие проходило в неформальной атмосфере обмена опытом и продолжалось около двух часов. В завершение Анна МОЛЛЕГАРД ответила на вопросы мам и пап, что позволило участникам получить индивидуальные советы по конкретным ситуациям. Ближайшая встреча в рамках программы уже намечена, следите за новыми анонсами.

Проект "Школа для родителей" стал важным инструментом для успешного воспитания и образования детей. С момента своего запуска в 2016 году, он стремится укрепить традиционные семейные ценности и создать здоровую атмосферу для развития семейных отношений. В минувшем году проект удостоился высшей награды на VI всероссийском конкурсе "Здоровые города России", получив признание за вклад в сохранение семейных ценностей.

Ребенок — орудие возмездия или жертва обстоятельств?

Довольно часто при разводе родителей дети становятся своего рода оружием в войне с бывшим супругом, способным причинить ему максимальную душевную боль. Вот только, увы, инструмент мести, в который превращается родной сын или дочь, может при этом не выдержать и сломаться.

В практике клинического психолога Анны МОЛЛЕГАРД примеров из жизни не один и не два.
Вот супружеская пара. К моменту развода, когда семейная жизнь пошла под откос, у супругов уже подрастали два сына. Один школьник, другой воспитанник детского сада. Оба родителя имели высшее образование, однако не смогли договориться, с кем будут проживать их сыновья. Бывшие муж и жена принялись осыпать друг друга оскорблениями, в том числе в присутствии собственных детей. Ко мне обратился адвокат одного из супругов, со стороны увидевший, что страдают от таких скандалов прежде всего их дети.

Чтобы этого не произошло, оба родителя должны внушать своему ребенку: какими бы ни были отношения между мамой и папой, они оба будут любить своего сына или дочь, и это обстоятельство не изменят никакие происходящие события.

Второй случай, дошедший до суда, был еще трагичнее. В семье, где росли две дочки, глава семейства стал выпивать. Однажды пьяным сел за руль, и вместе с ним в машину села и его жена. Мужчина не справился с управлением, врезался в дерево. Женщина погибла, а мужчину приговорили к лишению свободы. Девочек отдали на попечение их бабушки. Через какое-то время она обратилась в суд с просьбой освободить отца девочек от отбытия наказания для того, чтобы он занялся воспитанием и содержанием дочерей. Вот только пойдет ли это на пользу детям?

МНЕНИЕ
Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог:
— Какой вывод из этих двух историй? В делах семейных гораздо, гораздо лучше, если взрослые договорятся без привлечения судебной инстанции. Потому что если они не способны на разумные поступки, то страдать от этого будут дети. Всегда.

Когда воюют родители

Семейные споры, рассматриваемые в суде, как правило, всегда эмоциональны. Каждая из сторон нередко стремится побольнее задеть бывшего супруга, вот только удары эти приходятся в первую очередь на детей. Их и ранят сильнее всего.

Вот один из примеров в моей практике. Мужчина и женщина вступили в брак, и первые годы их совместной жизни ничем особо примечательны не были. "Жили как все", — вспоминают сегодня они те времена. Родился ребенок. Решили улучшить жилищные условия и взяли в ипотеку двухкомнатную квартиру.
Со временем отношения между мужем и женой разладились. Стали возникать ссоры, нередко в присутствии малыша. После очередной из них последовало обращение к мировому судье, и брак был расторгнут. Так в одной квартире стали проживать бывшие муж (в одной комнате) и жена с ребенком (в другой). Разъехаться не получалось: он оплачивал из зарплаты ипотеку, потому считал квартиру своей, у нее же зарплата была маленькой, и идти ей было некуда, жилье у обоих было единственным. И к тому же возникал вопрос: с кем тогда будет жить их сын, которому к тому времени уже исполнилось девять лет.
Отношения накалялись. Дело доходило уже до драк. Последовали обращения в полицию с заявлениями друг на друга. Оба родителя были оштрафованы по статье 6.1.1 КоАП РФ ("Нанесение побоев"). Бывший муж обратился в суд за взысканием с матери алиментов на содержание ребенка, но ему было отказано, поскольку тот проживал совместно с родителями и мать в меру своих финансовых возможностей тоже участвовала в содержании мальчика.
Однажды из-за невыполненного домашнего задания мама шлепнула сына. Отец тут же обратился в городской суд с требованием лишить мать родительских прав. Состоялось заседание, на котором в иске отцу было отказано. Отец не смог доказать, что мать уклоняется от обязанностей по воспитанию либо совершила в отношении ребенка умышленное преступление против его жизни и здоровья.
Больше всего в этой истории жалко мальчика. Дети переживают не из-за имущества и места дальнейшего проживания. Для них это настоящая катастрофа, когда вся привычная жизнь летит в пропасть, а два самых родных человека устраивают дома подлинный ад, в котором невозможно находиться.
Чем закончится эта история, предсказать невозможно, но, думаю, она должна стать уроком папам и мамам, считающим себя ответственными родителями.

Александр БАРАБАНОВ, адвокат по семейным делам

КОММЕНТАРИЙ
Прокомментировать ситуацию мы попросили клинического психолога Анну МОЛЛЕГАРД:

— Ситуации в жизни происходят самые разные. Следует понимать, что не развод родителей сам по себе травмирует ребенка, а то, как родители проживают этот процесс, как они себя при этом ведут.
При разводе родителей у ребенка меняются условия жизни, и это вызывает стрессовую ситуацию. Как раньше уже не будет, а как будет — пока непонятно.
К счастью, психика ребенка более гибкая, чем у взрослого, и при правильном поведении способна пережить происходящее с минимальными потерями. Что для этого нужно?
Самое главное для ребенка — ощущение безопасности и стабильности. Его могут обеспечить только взрослые, только им по силам избавить юного человека от чувства беспомощности, страха перед будущим.
В описанной выше ситуации видно, что родители уже не способны общаться друг с другом адекватно. Справиться с ситуацией самостоятельно им явно не по силам. На мой взгляд, в этой ситуации помогать надо не ребенку, это бесполезно, а маме и папе. Именно они ответственны за здоровье ребенка, который больше всего страдает в данной ситуации.
Обратиться нужно к клиническому (медицинскому) психологу. Больше чем уверена, что и отец, и мать желают ребенку только хорошего. Это могло бы стать точкой соприкосновения, началом пути к выстраиванию нормальных взаимоотношений.

Учимся быть родителями

Четвертый год в Новочебоксарске работает городской лекторий "Школа для родителей". В этом учебном году он трансформировался и от этого только выиграл. Если раньше родителям и школьников, и дошколят приходилось собираться на ежемесячные лекции в 6-й гимназии, то теперь лекторы — опытные психологи-практики — сами приходят в детские сады и школы.

Педагоги и родители за одной партой
На бесплатные лекции о психологии семейных отношений и воспитании детей приглашают уже не только родителей, но и педагогов, старшеклассников. И в детских садах в день очередного урока в "Школе для родителей" рядом с мамами и папами сидят воспитатели.
"Это радует, — отмечает Альбина Эндюськина, директор Центра мониторинга образования, один из организаторов лектория "Школа для родителей". — Понятно, что воспитатели должны владеть современными психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка на различных этапах его жизни, отвечать на вопросы родителей по этой теме. Такой интерес со стороны педагогов говорит и том, что уровень лекций высокий. Востребован лекторий и со стороны родителей: многие приходят на встречи с психологом не один раз, а значит, они доверяют лекторам".
"Я вижу в залах много знакомых лиц, — добавляет Ирина Пигаваева, руководитель центра "Росток", партнера проекта. — Эти родители приходят не по обязанности, а по собственному желанию. Конечно, сегодня много информации по воспитанию можно найти, но ее надо фильтровать. А мы — психологи центра — практики. Мы каждый день работаем с детьми и родителями, помогаем им правильно оценивать проблемные ситуации. Поэтому в наших лекциях много реальных примеров".
Именно это — разбор конкретных ситуаций — как большой плюс отмечают в своих отзывах слушатели "Школы для родителей". "Нужно, полезно. Советую всем родителям, — поделилась мнением одна из мам воспитанников детского сада № 13, пришедшая на лекцию о наказаниях детей. — Можно получить помощь в какой-то сложной ситуации, посмотреть на себя со стороны и не делать ошибок в будущем".
На встречи некоторые мамы приходят с блокнотами и ручками: ведут конспекты. Несколько человек остаются после завершения лекции, подходят к лекторам с частными вопросами, долго беседуют.

Дети расцветают, когда с ними разговаривают
Организаторы и партнеры проекта ставят перед собой большую цель — круто поменять мышление родителей, убрать прежние, устаревшие установки в детско-родительских отношениях. "Мы сегодня воспитываем людей будущего", — говорит Ирина Пигаваева.
"Нашим детям жить в мире, где успешным будет человек, который не боится высказывать свое мнение, не ограничивает себя страхами, не боится мнения окружающих. На это способна только здоровая, счастливая, свободная личность, — считает клинический психолог с опытом работы за рубежом, одна из лекторов обновленной "Школы для родителей" Анна МОЛЛЕГАРД. — Поэтому так важно родителям помнить: то, что вы сейчас говорите детям, будет звучать в их голове, когда они станут взрослыми".
Могут ли вырасти счастливые люди из детей, которых в детстве били, унижали? Ответ психологов однозначен — нет. "Важно разделять личность ребенка и его поступок. Не бывает плохих детей, — акцентирует Анна Владимировна. — Родителю надо говорить ребенку: я тебя люблю всегда, независимо от того, что ты сделал. А потом уже разговаривать и спокойно разбираться в причинах поступка. Наказание не меняет поведение ребенка, а может только ожесточить. Крик — тоже вариант насилия: бить можно и языком. Только беседа, доверительный разговор способны что-то поменять. Дети расцветают, когда с ними разговаривают".
Мы, взрослые, проявляем агрессию, когда чувствуем свою беспомощность, напоминает психолог и дает несколько советов, которые помогут избежать криков, наказаний и чувства вины.
Первый: надо не сдерживать свои эмоции, а понимать и принимать их. Прислушивайтесь к себе, поймите причину своей злости, плохого настроения. Лучше скажите в сложный момент: дочка/сынок, я расстроена сейчас, сильно устала, с тобой это никак не связано. Тогда ребенок будет знать, что можно к родителям прийти в любой ситуации и они в ответ не начнут орать, обвинять или даже бить. В то же время вы своим примером учите ребенка говорить о чувствах.
Второй: если вы все же вдруг сорвались, не корите себя. Просто подойдите и попросите прощения.
Третий: не унижайте ребенка. Разговаривайте с ним спокойным и доброжелательным тоном. Это непросто, но очень важно. Такие формулировки, как "Ты что, издеваешься надо мной? У тебя совсем нет совести?", ничего, кроме психологической травмы, не приносят.

Не словом, а примером
"К нам на консультации приходят молодые женщины и говорят, что хотят быть хорошими матерями своим детям. Это здорово, но иногда они забывают, что хорошая мама не та, у которой послушный, удобный ребенок, а та, которая смогла выстроить здоровые взаимоотношения с детьми, когда между ними есть любовь и доверие", — говорит детский психолог Ирина Пигаваева.
"Очень часто родители обращаются с жалобами на школьную успеваемость детей, — отмечает Анна МОЛЛЕГАРД. — Современные дети очень заняты: школа или детский сад, кружки, секции, репетиторы. В обществе большой запрос на успешность детей: они должны получать только четыре и пять, а если это не так, то взрослые бьют тревогу и идут к психологу. И забывают о том, что главная задача родителей — сделать так, чтобы дети росли счастливыми.
Часто приходят с жалобами на то, что ребенок ничем не интересуется, не читает. Тогда я спрашиваю у родителей: "А вы чем интересуетесь, что читаете?" Иногда слышу в ответ: "А мне зачем читать?" Но нельзя воспитать словом — только примером!"
С начала учебного года в лектории для родителей дошкольников успели поговорить о том, как вырастить ребенка-оптимиста и справиться с детской ревностью. На будущих встречах планируется обсудить темы правильной похвалы и порядка в детской комнате, также пойдет речь о выстраивании границ и умении понимать своего ребенка. График лекций можно уточнить у заведующих детских садов и в Центре мониторинга образования.
Папы и мамы школьников, желающие попасть на лекции образовательного проекта "Школа для родителей", могут уточнить даты встреч на странице проекта vk.com/school_for_parents21. С прошлого года он существует под эгидой Совета отцов Чувашии и реализуется на средства Фонда президентских грантов во всех школах республики. 
Практикующий психолог Анна МОЛЛЕГАРД — один из лекторов школы для родителей дошколят. После лекций мамы подходят к специалистам с личными вопросами. По самым частым запросам родительского сообщества формируются темы будущих встреч с опытными психологами в детских садах города.

В Новочебоксарке состоялся региональный круглый стол "Женщины и бизнес"

В Новочебоксарке состоялся региональный круглый стол "Женщины и бизнес"
Современные женщины активно ведут бизнес в разных отраслях, успешно воплощают в жизнь самые смелые проекты. Сегодня в Новочебоксарке состоялся региональный круглый стол "Женщины и бизнес", участие в котором приняли женщины-предприниматели нашего города, Чебоксарского и Мариинско-Посадского муниципальных округов. Мероприятие прошло по инициативе Союза женщин Чувашии.

Участников и гостей мероприятия поприветствовала заместитель главы администрации по социальным вопросам города Новочебоксарска Ольга Матина. Ольга Анатольевна отметила, что роль бизнеса имеет важное значение в развитии города. Это дополнительный доход в бюджет, рабочие места, развитие сферы услуг и др. Самых активных представителей бизнеса наградили благодарностями администрации города.

Со специалистами и бизнес-тренерами участницы мероприятия обсудили вопросы развития женского предпринимательства, обменялись опытом, получили новые знания и навыки.

На круглом столе с различными темами выступили председатель общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса" в Чувашии Марина Аниченкова, тьютор, преподаватель РАНХиГС, бизнес-коуч, консультант и бизнес тренер Александр Чернов, эффективный коммуникатор Екатерина Морскова, клинический психолог, нейропсихолог, лицензированный психолог в европейской психологической ассоциации, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов Анна МОЛЛЕГАРД, представители Центра "Мой бизнес".

Спикеры с участницами круглого стола обсудили "5 шагов создания эффективной команды", который помогают выйти из операционки и делать задачи для роста компании, рассказали о личном бренде и его роли в эффективных продажах и как женщине-предпринимателю встроить психологию прибыли в свою личность.

Круглый стол «Женщины и бизнес» состоялся в Новочебоксарске

В Новочебоксарке состоялся региональный круглый стол "Женщины и бизнес", организованный Центром "Мой бизнес" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство".

Мероприятие стало завершающим в цикле бизнес-событий для женщин, которые проходили на протяжении года в разных уголках республики, и собрало активных дам города-спутника, Чебоксарского и Мариинско-Посадского муниципальных округов.
Со специалистами и бизнес-тренерами бизнес-вумен обсудили вопросы развития женского предпринимательства, обменялись опытом, получили новые знания и навыки. Экспертизой и вдохновением с участницами круглого стола поделились тьютор, преподаватель РАНХиГС, бизнес-коуч, консультант и бизнес тренер Александр Чернов, эффективный коммуникатор Екатерина Морскова, клинический психолог, нейропсихолог, лицензированный психолог в европейской психологической ассоциации, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов Анна МОЛЛЕГАРД.

"Много говорили о создании эффективной команды, выходе из операционки, личном бренде и его роли в эффективных продажах, инструментах, с помощью которых женщина-предприниматель может встроить психологию прибыли в свою личность", - рассказывают организаторы.

Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников

Однажды я стала свидетелем того, как девочка пяти-шести лет устроила скандал на улице. "Ей четыре года, и у нее уже есть свой телефон. Так почему же вы мне до сих пор не подарили?" Чувство несправедливости так гложило девочку, что родители не знали, как ее успокоить. Влияние телефона на нашу жизнь трудно переоценить. И у молодых родителей возникает множество вопросов. Как сделать времяпрепровождение ребенка за гаджетом безопасным? В каком возрасте лучше покупать такую игрушку своему чаду? Как не допустить зависимости? Обо всем по порядку.

Да, телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Они заменили походы в магазин, общение с друзьями, упростили оформление документов, для многих являются основным инструментом в работе. Скорее всего, в будущем их функционал еще больше возрастет. Меняется мир, и мы стараемся от него не отставать. Но, несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона — зависимость от телефона. И ей подвержены в первую очередь дети.
Согласно проведенному нами опросу (респондентами стали около 400 молодых родителей), лишь в единичных случаях ребенок дошкольного возраста совсем не интересуется гаджетом. Большинство детей (92%) в возрасте от одного года имеют доступ к телефону: играют в игры, сидят в интернете, смотрят видео, мультфильмы.
Сама по себе зависимость от гаджетов — это не что иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Однажды я стала свидетелем того, как девочка пяти-шести лет устроила скандал на улице. "Ей четыре года, и у нее уже есть свой телефон. Так почему же вы мне до сих пор не подарили?" Чувство несправедливости так гложило девочку, что родители не знали, как ее успокоить. Влияние телефона на нашу жизнь трудно переоценить. И у молодых родителей возникает множество вопросов. Как сделать времяпрепровождение ребенка за гаджетом безопасным? В каком возрасте лучше покупать такую игрушку своему чаду? Как не допустить зависимости? Обо всем по порядку.
Да, телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Они заменили походы в магазин, общение с друзьями, упростили оформление документов, для многих являются основным инструментом в работе. Скорее всего, в будущем их функционал еще больше возрастет. Меняется мир, и мы стараемся от него не отставать. Но, несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона — зависимость от телефона. И ей подвержены в первую очередь дети.
Согласно проведенному нами опросу (респондентами стали около 400 молодых родителей), лишь в единичных случаях ребенок дошкольного возраста совсем не интересуется гаджетом. Большинство детей (92%) в возрасте от одного года имеют доступ к телефону: играют в игры, сидят в интернете, смотрят видео, мультфильмы.
Сама по себе зависимость от гаджетов — это не что иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Подумайте о здоровье
При постоянном взаимодействии с гаджетами можно испортить зрение, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Согласно нормам, разработанным специалистами Московского государственного центра психолого-медико-социального сопровождения, работа семилетнего ребенка за экраном компьютера или телефона без вреда для зрения может составлять 30 минут в день (для дошкольников и того меньше).
Около 40% родителей стараются соблюдать это ограничение. Такое же количество родителей признаются, что ребенок может просидеть в телефоне до 60 минут. 20% детей дошкольного и младшего школьного возраста проводят перед экраном два-три часа в сутки. Но что страшнее всего, некоторые дети не имеют ограничений и проводят за телефоном четыре часа, а то и больше.

Среди сверстников
"Таким детям всё время скучно. Обычные игры им неинтересны, игрушки их не привлекают. Они сложнее идут на контакт с ровесниками, не могут взаимодействовать друг с другом, проявляют агрессию, — рассказывает воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА. — Когда моим воспитанникам исполнилось по пять-шесть лет, мы столкнулись с тем, что дети стали приносить в детский сад телефоны. Они уверяли родителей: "Он просто полежит в шкафчике". Но, улучив момент, брали гаджет, прятались в каком-нибудь укромном уголочке и играли. Чаще всего такое поведение наблюдается после летних каникул или длинных выходных. Такое ощущение складывается, что дома дети предоставлены сами себе".
"В телефоне всё красочно, ярко, интересно, конечно, их будет туда тянуть. Отсюда слабая концентрация внимания: постоянно приходится заинтересовывать в игре, увлекать, — добавляет воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВА. — У таких детей слабо развито воображение. Готовая картинка в телефоне обо всем говорит и показывает, не требует дополнения. А всё то, что будоражит и развивает фантазию, особенно сказки, чтение книг вслух, современным детям практически незнакомо. А ведь воображение — это высшая психическая функция.
Я могу понять родителей. Они устают на работе. Приходят домой, а надо еще убраться, приготовить ужин. Ребенок требует внимания, капризничает. Они включают ему мультики, дают поиграть в компьютерные игры или посидеть в телефоне. Дети к этому привыкают.
Один папа у нас приводил ребенка в детский сад, включал ему мультик и сам его переодевал. Довольно распространенный случай, когда родители стимулируют ребенка принимать пищу за просмотром мультфильма, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения".

О личных границах
"О пагубном влиянии телефона мы можем говорить тогда, когда ребенок перестает выполнять те или иные функциональные задачи: он плохо учится, не может есть без мультфильма, перестает общаться с друзьями, не хочет выходить на улицу, ничем не интересуется.
И эту зависимость с ранних лет формируют сами родители. Телефон только тогда хорошая вещь, когда вы умеете им пользоваться. Для взрослых он выступает источником информации, инструментом для учебы или работы. Для ребенка же телефон становится в первую очередь игрушкой.
Еще одна причина зависимости — отсутствие личных границ в семье. Достаточно распространенный случай, когда дети имеют доступ к телефону мамы и папы. Я не за то, чтобы родители прятали его. Я за то, чтобы ребенок не брал телефон родителя, потому что это его личная вещь", — говорит клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД. Некоторые родители решили вопрос "личных границ", купив ребенку гаджет: в ходе опроса выяснилось, что треть детей дошкольного возраста уже имеют свой телефон. Среди детей от года до двух лет — каждый десятый. К четырем годам смартфон есть у каждого пятого ребенка, к шести — у каждого третьего. В первый класс почти все дети уже идут со своими мобильными телефонами.

Виртуальность или реальность
"Сделав такой подарок ребенку, сразу договоритесь о временных рамках, — советует Анна МОЛЛЕГАРД. — Ни в коем случае не наказывайте изъятием телефона. Демонстрация силы не может привести ни к чему хорошему, тем более к близким и доверительным отношениям с детьми.
Если контролировать ребенка, необоснованно ему что-то запрещать, блокировать приложения, то он будет находить обходные пути, начнет вас обманывать. Научитесь интересоваться жизнью ребенка: чем он занимается, какие у него интересы, о чем он думает.
Если вас что-то беспокоит, открыто скажите об этом ребенку: "Я заметил, что ты очень часто используешь телефон. Я переживаю, что это может пойти тебе во вред". Послушайте, что он вам ответит.
Запомните, что телефон для ребенка — это виртуальный, иллюзорный мир. Иллюзия удовольствия, общения, познавательной деятельности. Если вы хотите ограничить времяпрепровождение ребенка в телефоне, то найдите, чем можете заменить это. Покажите на своем примере, что кроме смартфона и интернета есть масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь. Покажите себе и вашим детям, что реальная жизнь может быть ярче и интереснее, чем виртуальная".
При постоянном взаимодействии с гаджетами можно испортить зрение, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Согласно нормам, разработанным специалистами Московского государственного центра психолого-медико-социального сопровождения, работа семилетнего ребенка за экраном компьютера или телефона без вреда для зрения может составлять 30 минут в день (для дошкольников и того меньше).
Около 40% родителей стараются соблюдать это ограничение. Такое же количество родителей признаются, что ребенок может просидеть в телефоне до 60 минут. 20% детей дошкольного и младшего школьного возраста проводят перед экраном два-три часа в сутки. Но что страшнее всего, некоторые дети не имеют ограничений и проводят за телефоном четыре часа, а то и больше.

Среди сверстников
"Таким детям всё время скучно. Обычные игры им неинтересны, игрушки их не привлекают. Они сложнее идут на контакт с ровесниками, не могут взаимодействовать друг с другом, проявляют агрессию, — рассказывает воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА. — Когда моим воспитанникам исполнилось по пять-шесть лет, мы столкнулись с тем, что дети стали приносить в детский сад телефоны. Они уверяли родителей: "Он просто полежит в шкафчике". Но, улучив момент, брали гаджет, прятались в каком-нибудь укромном уголочке и играли. Чаще всего такое поведение наблюдается после летних каникул или длинных выходных. Такое ощущение складывается, что дома дети предоставлены сами себе".
"В телефоне всё красочно, ярко, интересно, конечно, их будет туда тянуть. Отсюда слабая концентрация внимания: постоянно приходится заинтересовывать в игре, увлекать, — добавляет воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВА. — У таких детей слабо развито воображение. Готовая картинка в телефоне обо всем говорит и показывает, не требует дополнения. А всё то, что будоражит и развивает фантазию, особенно сказки, чтение книг вслух, современным детям практически незнакомо. А ведь воображение — это высшая психическая функция.
Я могу понять родителей. Они устают на работе. Приходят домой, а надо еще убраться, приготовить ужин. Ребенок требует внимания, капризничает. Они включают ему мультики, дают поиграть в компьютерные игры или посидеть в телефоне. Дети к этому привыкают.
Один папа у нас приводил ребенка в детский сад, включал ему мультик и сам его переодевал. Довольно распространенный случай, когда родители стимулируют ребенка принимать пищу за просмотром мультфильма, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения".

О личных границах
"О пагубном влиянии телефона мы можем говорить тогда, когда ребенок перестает выполнять те или иные функциональные задачи: он плохо учится, не может есть без мультфильма, перестает общаться с друзьями, не хочет выходить на улицу, ничем не интересуется.
И эту зависимость с ранних лет формируют сами родители. Телефон только тогда хорошая вещь, когда вы умеете им пользоваться. Для взрослых он выступает источником информации, инструментом для учебы или работы. Для ребенка же телефон становится в первую очередь игрушкой.
Еще одна причина зависимости — отсутствие личных границ в семье. Достаточно распространенный случай, когда дети имеют доступ к телефону мамы и папы. Я не за то, чтобы родители прятали его. Я за то, чтобы ребенок не брал телефон родителя, потому что это его личная вещь", — говорит клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД. Некоторые родители решили вопрос "личных границ", купив ребенку гаджет: в ходе опроса выяснилось, что треть детей дошкольного возраста уже имеют свой телефон. Среди детей от года до двух лет — каждый десятый. К четырем годам смартфон есть у каждого пятого ребенка, к шести — у каждого третьего. В первый класс почти все дети уже идут со своими мобильными телефонами.

Виртуальность или реальность
"Сделав такой подарок ребенку, сразу договоритесь о временных рамках, — советует Анна МОЛЛЕГАРД. — Ни в коем случае не наказывайте изъятием телефона. Демонстрация силы не может привести ни к чему хорошему, тем более к близким и доверительным отношениям с детьми.
Если контролировать ребенка, необоснованно ему что-то запрещать, блокировать приложения, то он будет находить обходные пути, начнет вас обманывать. Научитесь интересоваться жизнью ребенка: чем он занимается, какие у него интересы, о чем он думает.
Если вас что-то беспокоит, открыто скажите об этом ребенку: "Я заметил, что ты очень часто используешь телефон. Я переживаю, что это может пойти тебе во вред". Послушайте, что он вам ответит.
Запомните, что телефон для ребенка — это виртуальный, иллюзорный мир. Иллюзия удовольствия, общения, познавательной деятельности. Если вы хотите ограничить времяпрепровождение ребенка в телефоне, то найдите, чем можете заменить это. Покажите на своем примере, что кроме смартфона и интернета есть масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь. Покажите себе и вашим детям, что реальная жизнь может быть ярче и интереснее, чем виртуальная".

Экзамены — время выбора

В последние годы нет-нет да поступают известия, как во время сдачи экзаменов кто-то из сдающих упал в обморок, а то и вовсе угодил в больницу с нервным истощением. Как не допустить подобного исхода, мы с участниками круглого стола, организованного в редакции газеты "Грани", поговорили тоже. Но всё же начали с главной темы, обозначенной в заголовке. Итак, кто выбирает, что выбирает, зачем и почему?
Высказать свое мнение пригласили нескольких экспертов, а именно:
Светлану РОДИОНОВУ, начальника отдела образования администрации Новочебоксарска;
Ольгу ПАШКОВСКУЮ, начальника отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования Новочебоксарска;
Анну МОЛЛЕГАРД, клинического психолога;
Наталью КРОТОВУ, директора школы № 17 Новочебоксарска.

Одно из направлений работы Центра опережающей профессиональной подготовки Чувашской Республики, открытого в конце 2021 года на базе Новочебоксарского химико-механического техникума, — помощь в определении будущей специальности. Благодаря республиканскому проекту "ПроFFстарт" тысячи старшеклассников познакомились с колледжами и техникумами республики, узнали о профессиях и компетенциях, которые в них реализуются.

Анна МОЛЛЕГАРД: Очень распространенная ситуация: до девятого класса ребенок растет как бы сам по себе. Родители спокойны, оценки хорошие, волноваться не о чем. А в девятом папы и мамы "просыпаются" и начинают наседать: давай учись, у тебя ОГЭ, а если не сдашь, что с тобой будет? Наверное, многие слышали, как родители девятиклассников говорят о своих детях: его (ее) не возьмут в десятый класс, выгонят из школы. Казалось бы, взрослые преследуют благую цель, стимулируют своих детей активнее заниматься, но результат получается обратным.
Слишком высокие ожидания пап и мам и требования, предъявляемые к детям, приводят к тому, что последние становятся пассивными и ничего не делают. Явление называется прокрастинацией. Его корни лежат в неуверенности в себе. И фразы вроде "Будь собой", "Верь в свои силы", "У тебя получится" тут не помогут.
Необходимо, чтобы ребенок в течение всей своей жизни, с самого ее начала постигал себя, свои склонности. Ему следует знать свои сильные стороны и их развивать. Тогда к девятому классу вопроса "Кем быть?" просто не возникнет.

Журналист: Экзамены — это еще и время сильного стресса. Как с ним справляться?

Наталья КРОТОВА: Каждый год наблюдаю одну и ту же картину. Приходят к нам на экзамен девятиклассники из разных школ. Внешне абсолютно уверенные в себе молодые люди. Шутят, смеются, в общем, ведут себя как бывалые ветераны. Но при этом подают паспорт, и становится заметно, что ладошки влажные, руки трясутся. Внутри ребята сильно переживают. И ситуация с каждым годом усугубляется. Почему? Я связываю это с поведением родителей, которые пугают детей: ты никуда не поступишь. И внутри тот думает: "Я не сдам экзамен, и жизнь моя будет кончена".
В этот период очень важна родительская поддержка. Элементарно нужно покормить ребенка завтраком перед экзаменом, сказать, что в любом случае вы на его стороне.

Ольга ПАШКОВСКАЯ: Помощь родителей нужна в самых разных аспектах. Во-первых, в самой подготовке. Может, стоит разобрать какие-то задания вместе или хотя бы обеспечить выпускника нужными справочниками, литературой. В девятом классе это точно необходимо.
Во-вторых, следует создать хорошую психологическую обстановку, обеспечить правильным питанием. Не чай и бутерброды, а обязательно горячие блюда. То, что способствует продуктивной мыслительной деятельности: мясо, рыба, орехи, овощи, фрукты. Всё это следует включить в рацион. Стакан чистой воды комнатной температуры должен быть под рукой, когда выпускник готовится к экзамену. Пить воду нужно не залпом, а по глоточку, в течение всего занятия, тогда она лучше усваивается.
Проследите за соблюдением режима дня. Это и смена видов деятельности при подготовке, и полноценный сон, и прогулка на свежем воздухе, регулярное проветривание комнаты.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Отдельный момент — это психологическая поддержка. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие. Нужно поговорить и морально настроить на экзамен, найти правильные слова и объяснить, что при любом исходе, какую бы оценку выпускник ни получил, любовь родителей к нему останется прежней.
Что следует сделать родителям накануне дня сдачи экзамена? Заранее подготовить паспорт, несколько гелевых ручек, бутылочку негазированной воды, хороший шоколад. Убедить ребенка, что полноценный сон более важен перед экзаменом, чем зазубривание материала. Сон активизирует память, повышает концентрацию внимания и способствует ясности мышления. В день экзамена оказать эмоциональную поддержку.

Светлана РОДИОНОВА: Если школьник посещал школу, выполнял домашние задания, то итоговую государственную аттестацию хотя бы на тройку он точно сдаст. Это должны понимать и знать все родители. И не накручивать детей лишней тревогой.
Что касается самой процедуры, то неоднократно в течение года дети пишут тренировочные тесты. Это тоже помогает преодолеть боязнь экзамена.

Анна МОЛЛЕГАРД: Дам такой лайфхак. Проговорите с ребенком ситуацию, задав ему ряд вопросов из серии "Что тогда?". "А что будет, если ты не сдашь ОГЭ (ЕГЭ)? Что ты будешь делать тогда? И что это будет означать для тебя?" В итоге, проговорив ситуацию до конца, и ребенок, и его родители придут к выводу, что несдача экзамена вовсе не означает чего-то фатального и непоправимого. И второе: проваленное испытание вовсе не означает, что ты глупый и неспособный. Просто так иногда бывает.
Только погрузившись в свой страх, можно преодолеть его.

Журналист: Что делать, когда родители или школьники чувствуют, что сами не справятся со своими страхами?

Анна МОЛЛЕГАРД
: Обратиться за помощью к специалисту — любому практикующему клиническому психологу.

Точка кипения, или Помоги себе сам. Как справиться со своими страхами, советует клинический психолог

Нынешние непростые времена, огромный информационный поток, когда шокирующие новости поступают в режиме нон-стоп, грозят захлестнуть человека с головой. О том, как в современном мире сохранять душевное равновесие, что предпринять для восстановления гармонии, мы поговорили с клиническим психологом Анной МОЛЛЕГАРД.

Бояться — нормально
— Анна Владимировна, как определить, справляется человек психологически с нагрузками или ему уже нужна помощь?
— Давайте разберемся. Все, что происходит вокруг, а именно пандемия, а теперь и проводимая Россией спецоперация на Украине, — это кризис. То есть ситуация, когда привычная жизнь вокруг меняется, а мы не всегда успеваем за этим, не успеваем привыкнуть и адаптироваться к новым условиям.
Абсолютно нормально в период кризиса переживать, тревожиться, испытывать страх и волнение. Я считаю, не нужно в это время играть в "позитивный позитив", нарочитую бодрость и жизнерадостность. Это загоняет нормальные чувства внутрь и может привести к болезненным последствиям. В ходе проявления эмоций, будь то даже злость и страх, человек вырабатывает адаптивную реакцию.
Другое дело, когда кто-то начинает впадать в панику. Не может нормально спать, есть, эффективно работать, то есть выполнять свои ежедневные привычные действия. Тогда человеку, безусловно, требуется помощь специалиста.
— Люди разного возраста реагируют на стресс по-разному.
— Да, к примеру, психика детей самая пластичная, они переносят стресс легче всего. Быстрее, чем взрослые, переключаются, это связано с легкостью перестройки процессов, происходящих в головном мозге.
Что говорить детям? Конечно правду. Скажите, что вы тоже волнуетесь и переживаете, но мы постараемся справиться. Какова бы ни была ситуация в стране и мире, в нашей семье все останется по-прежнему. Детям на самом деле не нужен мир во всем мире, им достаточно ощущать спокойствие в своем доме. Если мама и папа сами не нагнетают страхов, то у детей их просто не будет. Обычно маленький ребенок беспрекословно верит в то, что сказали родители.

Разговор на равных
— А в случае с подростками и уже почти взрослыми молодыми людьми?
— У подростков могут проявляться адаптивные реакции на стресс в виде злости, раздражительности, которые еще и усиливаются на фоне действия гормонов. Очень важно в общении с сыном или дочерью-подростком говорить на равных. Спрашивать, а что он думает по поводу происходящего, каким видит развитие ситуации. Задавайте вопросы и избегайте нравоучений. Не тяните ребенка в свою тревогу. Вполне возможно, что, услышав ответы, взрослые сами успокоятся, ведь ничего страшного не происходит.
Но, допустим, вы услышали от своего почти совершеннолетнего чада, что он собирается пойти добровольцем на войну. Задавайте вопросы. А что тебе это даст? К чему это может привести? А что ты будешь чувствовать? Такой разговор по душам поможет перевести тему из области эмоций в сферу разума, поможет молодому человеку включить голову, и, главное, вы таким образом избежите конфликта поколений. Основная ошибка родителей заключается в том, что они начинают навязывать свое мнение, свои умозаключения и стереотипы. Позвольте вырасти вашему сыну или дочери со свободным мышлением.

Опыт поколений
— Что делать, когда паниковать начинают представители старшего поколения?
— Они находятся в более выгодном положении перед молодежью, поскольку в своей жизни видели и пережили не один кризис. Послевоенную разруху, не одну денежную реформу, перестройку, распад Советского Союза, несколько дефолтов. Обратитесь к ним, чтобы они вспомнили, как это было. А что вы делали, чтобы пережить трудные времена? А ради кого вы это делали и ради чего? Если бы можно было отмотать все назад, хотели бы вы прожить без этого опыта? И окажется, после того, как все это проговорим, что мы и не в такие трудные времена выживали. Человек вдруг обнаруживает в себе такие сильные стороны, о которых вроде бы совсем забыл. Главное же, что из прошлого может неожиданно выплыть решение нынешних страхов и переживаний.
— Остались члены семьи среднего возраста.
— Им, с одной стороны, труднее всего, поскольку на них лежит ответственность как за младшее поколение, так и за старшее. Если мы будем сохранять спокойствие и уверенность, то это пойдет на пользу всем.
Вот еще один лайфхак: переводите проблему в цель. Например, одно дело сидеть и сокрушаться из-за лишнего веса, и другое — поставить цель сбросить несколько килограммов. Достигнуть ее можно несколькими путями. Большую цель разбиваем на несколько целей поменьше. Это могут быть увеличение физической активности, изменение рациона питания, какие-то иные меры.

В море информации
— Как реагировать на льющуюся со всех сторон информацию?
— Если мы полностью отсечем от себя все источники информации, тревога не пройдет, а примет облик домыслов и догадок. У человека включится фантазия, которая может далеко его увести.
Что же делать? Для начала задайте себе вопрос: насколько я доверяю этому источнику информации? Определите уровень, допустим, в баллах по десятибалльной шкале. Если вы понимаете, что уровень вашего доверия низок, то эта информация на вас и не особо сильно подействует.
Если же уровень вашего доверия высокий, то попробуйте применить полученную информацию персонально к себе. Отделите мировую информационную повестку от тех новостей, которые окажут влияние именно на вас. Скорее всего, вы увидите, что влияние не такое большое, как показалось вначале.

Лайфхаки
— Совет напоминает известную молитву: "Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество — чтобы изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого". А что можно сделать для обретения спокойствия в душе?
— Во-первых, следует убрать из окружения всех паникеров или ограничить общение с ними. Во-вторых, исключите источники информации, где велика вероятность появления фейков. В-третьих, используйте технику "заземления". К примеру, займитесь наведением порядка на конкретной книжной полке или в ящиках письменного стола. Деятельность должна быть связана с моторикой, а также иметь конечный результат. Как вариант: ходьба не менее получаса. В процессе движения улучшается кровообращение, проясняется голова, выделяются гормоны радости, снижается тревога.
Отдельно скажу про технику правильного дыхания. Это полезно всем, особенно пожилым. Использовать приемы можно во время той же прогулки. Итак, вдох через нос и надувание живота, затем выдох через рот и сдувание живота. Выполнять упражнение нужно медленно.
Наконец, еще один прием: в конце дня отметьте пять пунктов вашего распорядка дня, которые были теми же самыми, что и днем ранее. Например, сегодня я как обычно позавтракал, пошел на работу, младший ребенок в садик, а старший в школу, вечером вся семья собралась за ужином. Что изменилось? Допустим, мне не смогли перечислить деньги из-за границы. Тем не менее на 90% все осталось по-прежнему.
Мы не знаем, как будет развиваться ситуация через неделю, месяц или год, но сегодня все обстоит так же, как вчера. Любое наше состояние зависит не от ситуации в мире, а от того, как мы ее воспринимаем. К примеру, для влюбленного и потому счастливого человека даже угроза конца света не так страшна. "Лишь бы быть вместе", — скажет он.

Точки роста— Можно ли изменить свое восприятие этого изменившегося мира?
— Это в любом случае ваш собственный выбор. По-прежнему уже точно не будет. Можно, конечно, сокрушаться и стенать по этому поводу, начать искать виноватых. А можно задаться вопросом: как помочь себе и своей семье с наименьшими потерями выйти из кризиса или какие новые возможности он открывает? Любое развитие происходит через кризис, это видно и по этапам человеческой жизни. Мы можем использовать нынешнюю ситуацию для очередного мощного скачка. Все в наших руках.

Жизнь в отношениях — это всегда работа над собой

Очередной выпуск полосы "Мужской клуб" мы приурочили к Международному мужскому дню. Его отмечают 19 ноября в 80 странах мира, в том числе и в России. Темой праздника в этом году стала гармонизация отношений между мужчинами и женщинами.

Поговорить о мужчинах и их гармоничных отношениях с женщинами за круглым столом "Грани" пригласили четырех представительниц прекрасного пола, успешных в профессиональной деятельности, занимающих активную жизненную позицию и известных в нашем городе. Это председатель Новочебоксарского отделения Союза женщин Чувашии Наталия ДОБРЯНСКАЯ, клинический психолог, психотерапевт Анна МОЛЛЕГАРД, общественный помощник уполномоченного по правам ребенка в Чувашской Республике, директор образовательного центра “Росток” Вера ВАВИЛОВА, заместитель главного врача по акушерству и гинекологии Новочебоксарского медицинского центра Елена ТРУБИНА.

Что привлекает в мужчинах
— Назовите, пожалуйста, три качества, которые вам больше всего импонируют в современных мужчинах?


Наталия ДОБРЯНСКАЯ: Активность, жизнелюбие, целеустремленность. Мужчины, обладающие этими качествами, могут и стремятся дать обществу, своей семье, детям по максимуму. От них всегда исходит созидательная энергия добра. По большому счету, именно они способны изменить этот мир к лучшему.
Вера ВАВИЛОВА: Порядочность, честность, надежность. Это три качества, которые говорят о том, что мужчина — цельная натура и все остальные хорошие качества в нем также присутствуют. С древнейших времен женщина тянется к своему мужчине, и если он честен, порядочен и надежен, то это уже немало.
Елена ТРУБИНА: Ум. Общаться с образованным человеком всегда интересно. Человек, обладающий знаниями, имеет больше возможностей решать различные проблемы.
Честность: без этого семейные и вообще любые отношения долго не проживут. Доверие — главное, что объединяет людей на долгие годы.
Наконец, ответственность, а именно умение отвечать за свои поступки и держать данное слово.
Анна МОЛЛЕГАРД: В первую очередь мне импонирует психологическая зрелость. Понятие это довольно емкое, оно подразумевает, что человек способен взять на себя определенную ответственность. Ну хотя бы обеспечивает себя финансово. Также для меня важны доброта и ум, интеллект. Думаю, важность этих качеств даже пояснять не нужно.

Идеал по-женски
— Насколько реальные современные мужчины соответствуют идеалу, воспетому еще в одной песенке советских времен. Помните, “чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил"?


Вера ВАВИЛОВА: Идеальных людей не существует. Муж и жена — это не одна сатана, как говорят, а одна душа. Жизнь в отношениях, и в браке в том числе, — это всегда работа над собой. Всё, что ты ожидаешь от отношений, нужно проговаривать, а не ждать, пока он или она догадается, о чем мечтает вторая половина.
Наталия ДОБРЯНСКАЯ: Не соглашусь, в свое время мы, наверное, все выходили замуж за идеалы. А как иначе? Кто бы меня еще смог выдержать? Кто бы поддержал в трудной ситуации? В течение 19 лет нашего брака мы оба, я и муж, менялись. Я, наверное, стала мудрее за эти годы. Мужчина — он главный, сильный, он защитник и добытчик, но мы, женщины, должны беречь мужчин.
Анна МОЛЛЕГАРД: Однажды на экзамене в студенческие годы меня спросили: что важнее в отношениях — любовь или истина? Только сейчас, спустя десятки лет, я могу ответить: в самом вопросе заключается подвох. Любовь — это и есть истина. Если двое любят друг друга, то они могут поговорить откровенно и договориться или обратиться к специалисту. Но если нет любви, толку не будет в принципе.
Елена ТРУБИНА: В счастливом союзе, неважно оформлен он юридически или нет, оба ставят себе примерно одну цель. После сорока начинаешь ценить прежде всего душевный комфорт. Если тебе с человеком хорошо, комфортно, то, значит, выбор сделан правильно. Если же в отношениях оба мучаются, то во имя чего? Проще разойтись.

Роли мужские и женские
— Правда, что в современном мире роли мужчин и женщин в отношениях сильно трансформировались?

Вера ВАВИЛОВА: В одной семье моих знакомых муж первое время после свадьбы считал, что есть четкое разделение: это мужское, а это женское дело. У него вызывало искреннее недоумение, к примеру, предложение вместе убраться в квартире. Понятно, что модель отношений, принятых в родительской семье, дети потом выстраивают в собственной.
Елена ТРУБИНА: Но может быть и по-другому. Знаю семьи, где мужчина взял на себя все заботы по дому и ребенку, а зарабатывает мама. И это устраивает обоих, семьи живут счастливо.
Наталия КОЛЫВАНОВА, главный редактор газеты “Грани”, заместитель председателя городского женсовета: В последние годы в процессе знакомства мужчины и женщины, вне зависимости от их возраста, инициатор всё чаще представительница прекрасного пола. Складывается впечатление, что дамы так увлеклись отстаиванием своих свобод, что просто забыли, как быть слабой. Теперь этому учат на курсах в Интернете и просят за это немалые деньги.
Анна МОЛЛЕГАРД: В современном мире уместно и допустимо любое распределение ролей в семье, когда оно устраивает обоих.

Ответственное отцовство
— Ответственное отцовство набирает популярность, и начинается оно, говорят, в родильном зале, когда отец становится участником совместных родов. Как к этому относятся сами медики?


Елена ТРУБИНА: За последние годы мужчины, появляющиеся в роддоме по случаю родов их жен, очень изменились. Раньше, как правило, это были песни под окнами роддома, с гитарой, салютом, кортежами, выламыванием на радостях решеток и иными внешними проявлениями. Сейчас мужчин, которые активно интересуются здоровьем женщины, особенностями течения беременности, назначенными препаратами, стало кратно больше.
Подобный опыт важен для отца не меньше, чем для матери. Маленький красный комочек завоевывает папино сердце сразу и навсегда. Замечено, что у пап, которые присутствовали при рождении своих детей, отцовские инстинкты включаются в первые минуты жизни малыша, а не в первые месяцы, как обычно. Такие папы гораздо лучше чувствуют своих детей, почти как мамы. Говоря о контакте “кожа к коже”, обычно имеют в виду лишь мать и дитя. Сопереживание и поддержка сближают двух родных людей, задают родам правильный настрой, они протекают более благополучно. Муж оказывает жене вполне реальную помощь, помогая переносить боль.
В результате активного распространения практики партнерских родов в перинатальном центре Новочебоксарска значительно выросла удовлетворенность женщин прошедшими родами, у них остаются только самые теплые воспоминания. Семейная пара имеет возможность вместе пережить первые неповторимые минуты встречи с долгожданным малышом.

Воспитать настоящего мужчину
— Важно не только родить здорового ребенка, но и воспитать его правильно. В чем секрет воспитания настоящего мужчины? Может ли женщина воспитать таковым его в одиночку?

Анна МОЛЛЕГАРД: У меня есть ответ на этот вопрос. Нет, не могут. Случается, когда в семье по тем или иным причинам папы нет, женщины говорят: “Я за маму и за папу”. Становятся очень строгими и жесткими с сыновьями. Им кажется, что тем самым они заменяют мужское воспитание. Это иллюзия.
Мужчина с детства должен видеть перед глазами модель женского поведения, поэтому маме следует быть мягкой и любящей. Если, конечно, она хочет, чтобы в будущем у сына сложились гармоничные отношения с девушкой, будущей женой.
Наталия ДОБРЯНСКАЯ: Наши дети подражают родителям. Мой сын должен у папы научиться обращению с инструментами, техникой. Разбирать и ремонтировать, пусть даже кран в ванной комнате, — это мужское.
Вера ВАВИЛОВА: Согласна, что у ребенка перед глазами должна быть модель, которой мальчик будет следовать. Увы, не всегда в семьях присутствуют папы. Но ведь есть дедушки, родные дяди. Адекватные отчимы, наконец. Такой моделью для подражания для мальчика может стать и тренер в спортивной секции, и любимый учитель в школе. Жаль, что в образовании мужчин не так много, но они есть. Во многих детских садах и школах созданы советы отцов. Замечательно, когда отцы проводят время с детьми, причем не только со своими: сажают вместе деревья, играют в футбол, плетут из лозы... Это очень важное общение.

Секрет гармонии
— Есть мнение, что поводом для скандалов в семье чаще всего служат разбросанные мужем носки в доме и незакрытый тюбик зубной пасты...

Анна МОЛЛЕГАРД: Как практикующий клинический психолог скажу, что самая частая причина разводов — неудовлетворенность супругов в интимной сфере. Всё последующее ворчание по поводу незакрытого тюбика — это лишь следствие. Любовь и понимание друг друга — секрет гармоничных отношений.
Елена ТРУБИНА: Если двое идут одним курсом, в одном направлении, ставят одни цели, то их ждет долгая совместная жизнь. Если же есть какой-либо крен, линии рано или поздно пересекутся, и в этой точке семью ждет кризис. Отношение к карьере, количеству детей и их воспитанию — всё это необходимо проговаривать.
Вера ВАВИЛОВА: Всё получится, если в семье есть любовь. Со временем она трансформируется, страсть проходит, на смену ей идет другое, не менее глубокое чувство. Еще Иван Тургенев говорил: любовью, только любовью держится и движется жизнь.
Наталия ДОБРЯНСКАЯ: Любовь, умение уступать друг другу — это, наверное, лежит в основе гармоничных отношений. В заключение я еще раз хочу обратиться с призывом ко всем женщинам: берегите мужчин!

Как избежать развода после карантина

Во внезапно изменившихся условиях нашей жизни многим семьям приходится задумываться об элементарных способах выживания.

Как научиться жить и, более того, чувствовать себя максимально комфортно в новой реальности и с минимальными потерями пережить так называемую самоизоляцию? Подобные вопросы особенно актуальны для семей с детьми.
Очень важно организовать пространство, то есть желательно всем членам семьи иметь возможность уединиться и заниматься чем-то интересным, важным для себя. Совместные просмотры фильмов, игры, прием пищи, безусловно, незаменимы и важны для каждой семьи, но также не менее важной является возможность побыть в уединении, наедине с самим собой. Если, к примеру, речь идет о трехкомнатной квартире, то сделать это будет легче. А если семья проживает в стесненных обстоятельствах втроем, вчетвером в однокомнатной? Попробуйте побыть в одиночестве на балконе. Полчаса уединения может дать разрешенный и во время самоизоляции поход в магазин за продуктами.
Постарайтесь снизить уровень стресса от ограничений, справиться с ним поможет максимальное приближение к тому распорядку дня, что был до самоизоляции. К примеру, с понедельника у школьников началась учебная четверть. Значит, детям нужно встать, умыться, позавтракать, и к 8.30 быть готовыми заниматься по тому расписанию, что предлагает школа. У дошкольников обычная детсадовская жизнь тоже насыщена событиями: завтрак, занятие, тихий час должны остаться в распорядке дня.

Вообще, само наличие такого распорядка очень помогает. Если взрослые сами в состоянии планировать день, то дети привыкли к внешней организации своей деятельности. Значит, родители должны помочь им в этом.
Как быть со временем, которое в обычные дни называлось свободным и посвящалось прогулкам или общению с друзьями? Многие родители спрашивают: “Чем развлекать детей?” Ответ очевиден и абсолютно прост: ничем. Дети прекрасно умеют развлекать себя сами. Не нужно выдумывать никаких специальных трюков на время самоизоляции, тем самым еще больше создавая стрессовую ситуацию. Нужно просто дать возможность себе и членам семьи продолжать жить с учетом иной организации внешнего и внутреннего пространства.
Не сдерживайте эмоции, не скрывайте страх и тревогу, если у вас такая реакция на временное ограничение и изменение алгоритма жизни, расскажите близким и родным, что вы чувствуете. Открытость и искренность вызывают встречное желание помочь и поддержать.